Статья 20313

Название статьи

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Авторы

Ломакина Гульнара Рашидовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра французского языка, Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42), g_lomakina@mail.ru

Индекс УДК

37.01

Аннотация

Актуальность и цели. Изменения, происходящие в мировой экономике, – глобализация, инновационный характер экономики, увеличение объемов информации, оказывают непосредственное влияние на изменение требований работодателей к уровню и качеству подготовки специалистов.
Изменения содержания, организации и результатов высшего профессионального образования не могли не повлечь за собой соответствующих изменений в среднем общем образовании. Первой ступенью среднего образования является начальное общее образование, поэтому естественно, что разработка и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов затрагивают прежде всего начальное образование. Целями исследования являются обзор основных инноваций, вносимых стандартом нового поколения, и выделение наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются учителя-практики в ходе его внедрения.
Материалы и методы.
В ходе работы был проанализирован терминологический ряд Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассмотрены основные направления понимания метапредметных результатов образования в современной российской научно-методической литературе и педагогической практике. Проанализированы результаты опроса учителей, проведенного Московским центром качества образования, на предмет готовности педагогического сообщества к реализации стандартов нового поколения. Проведены опросы учителей и студентов-практикантов, проходящих педагогическую практику в школах и гимназиях г. Ростова-на-Дону.
Результаты.
Выявлены основные проблемы, препятствующие полной реализации ФГОС НОО, а именно: неготовность прежде всего родителей взять на себя ответственность за результаты образования и воспитания детей; непонимание учителями основных положений и терминов новых стандартов; недостаточная техническая обеспеченность школ; отсутствие УМК, соответствующих стандартам нового поколения.
Выводы. Изменения в системе среднего образования должны сопровождаться соответствующими изменениями в системе подготовки и переподготовки учи-телей. Необходимо разработать методическую литературу, содержащую единую трактовку основных понятий стандарта.

Ключевые слова

федеральные государственные образовательные стандарты, системно-деятельностный подход, компетенции, ключевые компетенции, компетентность, универсальные учебные действия, метапредметные результаты обучения.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Капранова, М. Н. Роль информации в современном обществе / М. Н. Капранова // Научная Лаборатория. – М., 2010. – URL: http://misit.ucoz.ru/load/10-1-0-18 (дата обращения: 20.10.2012).
2. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
3. ФГОС начального общего образования, утвержден Приказом Министерства обра-зования и науки РФ 06.10.2009 № 373.
4. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования с позиций чело-векосообразности / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. – 2012. – 2 марта. – URL: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
5. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вестник образования. – 2008. – № 1. – С. 65–85.
6. Отношение родителей и учителей к качеству образования в современной школе (социологическое исследование). – URL: mcko.ru/socium/otnosh_rodit_dou.doc (дата обращения: 20.02.2013).
7. Фаддейчева, Т. И. О критериях эффективности работы по повышению ква-лификации школьных учителей в условиях реализации ФГОС / Т. И. Фаддейчева. – URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru (дата обращения: 20.03.2013).
8. Шиян, О. А. Аналитическая записка по результатам электронного мониторин-га ФГОС НОО / О. А. Шиян. – URL: http://www.kpmo.ru/kpmo/info/fgosnoo.html (дата обращения: 20.03.2013).

 

Дата создания: 01.03.2014 11:46
Дата обновления: 01.03.2014 11:47